КИРИК НОВГОРОДЕЦ

КИРИК НОВГОРОДЕЦ
(1110 - ок. 1156/П58) - древнерус. религиозный мыслитель И ученый, монах, затем иеромонах Антониева монастыря в Новгороде. К. Н. является автором календарно-математического трактата "Учение, им же ведати человеку числа всех лет" (иначе "Учение о числах", 1136) и богословского "Вопрошания" (после 1147). Оба труда характеризуют его как высокообразованную для своего времени и творческую личность, представителя того направления древнерус. мысли, для к-рого характерны интерес к античности, неортодоксальным идеям, веротерпимость. В "Вопрошании" (его полное название "Вопрошание Кирико-ао, иже вопроси епископа Нифонта и иных") К.Н. попытался соотнести византийские правовые нормы с неукладывавшимися в них реалиями рус. жизни. Рисуя картину христианизируемого новгородского об-ва, он проявлял значительную терпимость к пережиткам язычества. К. Н. рассматривал церковь как институт, способный верой объединить самых разных людей, причем на условиях, приемлемых для вчерашних вероотступников и двоеверов. "Учение о числах", содержащее множество астрономических, математических и календарных знаний, имело своей целью подвести к правильному восприятию бестелесной божественной сущности и восходило к переводным календарно-математическим трактатам, т. наз. "Семитысячникам" (моравского или болгарского происхождения), содержавшим сведения о числе разных временных мер (дней, месяцев, солнечных кругов и т. д.) в 7000 лет (от основания мира). Это произв., древнейший из сохранившихся списков к-рого относится к XVI в., состоит из 4 частей: 1) о единицах счета времени (п. 1-5); о теоретических основах календаря (п. 6-18); 3) о дробных делениях часа (п.; 19-27); 4) автобиографической приписки. Лишь две последние части являются оригинальным, творчеством автора. Вместе с тем значение труда не ограничивается чисто календарно-математической сферой и демонстрацией умения производить расчеты как с очень большими, так и с чрезвычайно малыми дробными числами. По сути дела, в трактате дается своеобразная философско-мировоззренческая проработка категории времени. Он содержит обширные для средневековья представления о разнообразных мерных единицах времени. Кроме исчисления истекшего времени в числах, днях, неделях, месяцах, годах, дается представление об индиктионе (15-летнем круге), об исчислении лет по солнечному (в 28 лет) и лунному (в 19 лет) циклам. По сути дела, провозглашается равноправие самых разных по происхождению и связи с религиозными системами способов летосчислении. Если учесть, что на Руси признавался индиктный счет, то утверждаемое автором равенство и взаимодействие различных систем характеризовало его позицию как открытую разным традициям. Бросается в глаза совмещение вытекающей из библейского представления о творении линейной хронологии с пристрастием к замкнуто-круговому (циклическому) восприятию времени. Конечно, несовместимого с христианством вывода о безначальности и бесконечности циклов здесь нет, ибо начало времени в принципе полагается в Боге, однако с введением раздела о цикличности обновления природных стихий "Учение" выходит за рамки христианского финализма. По сути, корни исчисления сроков обновления стихий восходят к античной философии, не связывающей развитие мира с его гибелью, и конкретнее - к пифагорейцам, сводящим природное развитие к гармоническим ритмам. К пифагореизму относится и методология труда, согласно к-рой все выражается и познается числом. Едва ли не с позиций природоцентризма подчеркивается гармония мироздания, правда, при формальном согласовании с установками веры. Источником упорядоченного, насквозь пронизанного взаимодействующими природными циклами бытия объявляется Бог, т. е. циклизм не отменяет креационизма. Тем не менее для трактата характерно почти полное отсутствие богословских рассуждений. Хотя в конце и в начале текста кратко формулируются осн. библейские посылки о начале и конце мира, весь текст сосредоточен на выявлении числовых и соответствующих им природных закономерностей. В трактате нет эсхатологического ожидания конца света. Установка на круговую модель движения времени, являвшуюся прообразом вечности, привносит в мировосприятие определенную долю оптимизма. Утверждаемый автором своеобразный компромисс между античностью и христианством оказывается вполне в духе двоеверия, характерного для жизни Новгорода 30-50-х гг. XII в. К. Н., безусловно, может быть назван крупным представителем рационализированной ветви древнерус. религиозной мысли, переживавшей в XI-XII вв. короткий период расцвета. В преддверии нависавшей над страной смуты, междоусобиц и опустошительных нашествий его творчество можно рассматривать как последний всплеск веротерпимой учености. Идущее на смену поколение религиозных мыслителей несло новые духовные ориентации, целиком подчинившие знания авторитету веры.


Русская философия: словарь. — М.: Республика. . 1995.

Нужно решить контрольную?

Полезное


Смотреть что такое "КИРИК НОВГОРОДЕЦ" в других словарях:

  • Кирик Новгородец — (1110 не ранее 1156/1158) диакон и доместик Антониева монастыря в Новгороде, автор «Учения о числах» (1136) и предполагаемый автор «Вопрошания Кирикова» (не ранее 1147), средневековый математик, церковный писатель, летописец и музыкант.… …   Википедия

  • КИРИК НОВГОРОДЕЦ —     КИРИК НОВГОРОДЕЦ (12 в.) древнерусский ученый, религиозный мыслитель. Монах Антониева монастыря в Новгороде, где был доместиком (руководителем церковного хора). Автор “Учения о числах” (“Учение им же ведати человеку числа всех лет”) (1136) и… …   Философская энциклопедия

  • Кирик Новгородец — (XII в.) – диакон и доместик Антониева монастыря в Новгороде, автор математического трактата и канонических вопросов. В истории древнерусской письменности с его именем связывали несколько сочинений: «Вопрошание Кирика, иже воспроси епископа… …   Словарь книжников и книжности Древней Руси

  • КИРИК НОВГОРОДЕЦ — (1110 ок. 1156/1158)    древне рус, религиозный мыслитель и ученый, монах, затем иеромонах Антониева монастыря в Новгороде. К. Н. является автором календарно математического трактата Учение, им же ведати человеку числа всех лет (иначе Учение о… …   Русская Философия. Энциклопедия

  • Кирик Новгородец — (1110 1160?) дьякон, доместик (т. е. уставщик и регент) ц. Рождества Богородицы Антониева мон. в Новгороде. Изв. как первый др. рус. математик, автор соч. Учение им же ведати человеку числа всех лет (1136) и Вопрошания . Матем. Учение К. Н.… …   Российский гуманитарный энциклопедический словарь

  • Кирик Новгородец — (XII в.), дьякон и доместик Антониева монастыря в Новгороде. Автор древнейшего сохранившегося астрономического и математического древнерусского сочинения «Учение о числах» (1136). Предполагаемый автор канонических вопросов «Вопрошание Кирика» …   Энциклопедический словарь

  • КИРИК — (1108 после 1136) дьякон, доместик (регент хора) Антониева монастыря в Новгороде, писатель. С именем К. связан памятник Вопрошание Кириково (канонич. вопросы и ответы на них епископа новгородского Нифонта), в к ром нашли отражение черты быта… …   Советская историческая энциклопедия

  • Кирик Новгородский (Новгородец) — (1110 год смерти неизвестен) новгородский монах. Автор древнейшего рус. матем. памятника XII в. соч. о летоисчислении "Как человеку познать счисление лет" (1134) …   Большая биографическая энциклопедия

  • История математики в России — Данная статья  часть обзора История математики. Содержание 1 Древность и средневековье 2 XVII век 3 …   Википедия

  • Kirik Novgorodets — ( Kirik the Novgorodian, Rus. Кирик Новгородец) (1110 ca. 1156/1158) was a twelfth century Novgorodian monk of the Antoniev Monastery and later a hieromonk in the entourage of Archbishop Nifont of Novgorod (r. 1130 1156) famous for writing the… …   Wikipedia


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»